«Круглый стол «Инновации уличного и наружного освещения»
Сегодня в нашей традиционной рубрике «Круглый стол» мы общаемся с экспертами на тему «Инновации уличного и наружного освещения».
Гостями нашей рубрики сегодня стали:
- Валентин Лобзенко, менеджер направления «Наружное освещение» компании «Световые Технологии»
- Владимир Пак, директор ТД «Люкс ОН»
- Елена Филатова, исполнительный директор ООО «АтомСвет Энергосервис»
- Игорь Прохоров, совладелец ООО «Аксиома Электрика»
– Какие основные тенденции, на ваш взгляд, наблюдаются сегодня в области уличного и наружного освещения?
Валентин Лобзенко: С недавнего времени безопасности на дорогах уделяется все больше внимания. Как с точки зрения водителя (проверка качества дорожного полотна, равномерность освещения, специальное освещение опасных участков дорог, безопасные ограждения и т. д.), так и с точки зрения пешехода (введение светоотражающих элементов, специальное освещение пешеходных переходов, тротуаров, остановок и т.д). Ну и конечно, освещение дорог выводится на первое место среди факторов, влияющих на эту самую безопасность.
Новый этап развития технологий постепенно переводит и свет в полупроводниковую сферу.
Новые световые приборы, разрабатываемые в нашей стране, в том числе и светильники производства компании «Световые Технологии», практически в 100% случаев имеют на борту именно светодиодные источники света.
Постепенно мы приходим к тому, что белый свет является перспективным направлением развития уличного освещения. В белом свете водитель раньше замечает изменение дорожной ситуации и быстрее на него реагирует. Это касается света как в городе, так и на междугородних шоссе. Помимо всего прочего, белый свет обеспечивает большую концентрацию и не дает водителю уснуть. Именно качественный и контрастный белый свет на дороге является одним из основных преимуществ уличных светодиодных светильников.
Владимир Пак: В данный момент основная тенденция – это выпуск качественной светодиодной продукции по цене газоразрядных светильников. Данное требование появляется с массовым применением уличных светодиодных светильников, основанном на требовании на законодательном уровне увеличения энергоэффективности.
Елена Филатова: В 2011 году правительством РФ была начата разработка стратегии развития автодорог России, согласно которой к 2022 году все устаревшие дороги должны быть отремонтированы и модернизированы, а вся сеть автодорог нашей страны составит 2 млн километров. Одной из важных составляющих комплексной реализации этой стратегии является замена дорожного освещения. Какие наблюдаются тенденции: переход на энергосберегающие технологии, расширение применения светодиодных светильников. В ближайшее время ожидаем появление конкурентоспособных магистральных LED-светильников для дорог всех категорий. Расширение применения автоматизированных систем управления уличным освещением.
Игорь Прохоров: Основная тенденция этого года в области уличного и наружного освещения это смещение акцента производителей на создание обслуживаемых светильников. Это стало возможно с предложением на рынок в настоящий момент комплектующих, обладающих собственными герметичными оболочками (источники питания в компаунде, линзы с уплотнителями, герметичные разъемы). Это позволяет производителям снизить издержки в возникающих рекламационных случаях. Также это гарантирует покупателю данных светильников возможность совершения самостоятельного ремонта и дальнейшей модернизации, т. к. характеристики комплектующий известны, а сами комплектующие коммерчески доступны.
– Какие перспективы развития в этой области вы видите на ближайший год и пять лет?
Валентин Лобзенко: Будущий год – это активный переход на новые технологии освещения. Крупные проекты освещения трасс и городов новыми источниками света. Повышение общего уровня освещенности дорог по стране. А в течение 5 лет этот свет должен выйти еще и на ступень выше по качеству, когда «гаражные» производители выйдут с рынка. Качественный прибор должен служить 10-15 лет, а то и больше. Низкокачественная продукция порой служит меньше, чем лампа накаливания. А это значит, что доверия к таким продуктам через пару лет не останется.
Владимир Пак: Главные тренды – увеличение эффективности в области массового продукта со 100лм/Вт до 150лм/Вт в перспективе 5 лет. Это позволит осуществлять модернизацию светодиодного оборудования, установленного в 2010-2015 гг. с выгодой и увеличит скорость внедрения по массовым направлениям, т. к. будет достигнута точка окупаемости для замены светильников на базе ламп типа ДНАТ и первых поколений LED.
Елена Филатова: Фактически перечислены выше. Ожидаем широкого распространения систем уличного и магистрального освещения на базе LED-светильников с проводным и беспроводным управлением.
Игорь Прохоров: Перспективы развития стали яснее, потребитель стал опытней (с учетом негативного прошлого опыта использования дешевой некачественной продукции), производители также приобрели достаточный опыт. В связи с этим, с одной стороны конкуренция среди производителей повысилась, но она стала рыночной, с другой конкуренция среди производителей уменьшилась, т. к. добросовестных производителей мало. Это и будет задавать рыночный тон развития нашей отрасли.
– Город будущего с точки зрения световых технологий – какой он, на ваш взгляд?
Валентин Лобзенко: Адаптированный под темп жизни людей, живущих в нем. Когда свет является проводником человека в пространстве, создавая комфорт и продуктивность в нужное время в нужном месте.
Владимир Пак: Энергоэффективный.
Елена Филатова: Энергоэфективный и «разноцветный», динамичное изменение освещенности и цветовой гаммы улиц и фасадов зданий в зависимости от времени суток. С уникальными световыми и цветовыми решениями для различных районов.
Игорь Прохоров: Город будущего это регулируемые по световому потоку и световой температуре осветительные приборы, создающие комфортное и достаточное освещение.
– Какие интересные новые технические решения есть на сегодня в области уличного и наружного освещения, которые, на ваш взгляд, было бы необходимо внедрить в российских городах?
Валентин Лобзенко: Это решения на базе современных оптических систем, когда свет дает ровную световую картину с большим расстоянием между опорами. Плюсом к ним – каждый год улучшающие свои показатели светодиоды. Ну и сами опоры освещения, выполненные из композитных материалов, которые монтажник может носить на плече без особых усилий.
Владимир Пак: На мой взгляд, достаточно повышения энергоэффективности приборов до 100-150лм/Вт. Более сложные приборы в условиях российской действительности могут не оправдать возложенные надежды и вложенные средства.
Елена Филатова: На наш взгляд, особый интерес представляют беспроводные системы управления уличным освещением на базе открытых сетевых протоколов. Востребованной функцией может стать функция автономного управления световым потоком в зависимости от времени суток и условий освещенности. Использование автоматизированных систем в сочетании с широкими возможностями диммирования (изменения светового потока) светодиодных светильников АтомСвет® является важным дополнительным фактором экономии электроэнергии. Замена традиционных светильников на светодиодные АтомСвет® с одновременным внедрением АСУНО позволяет высвободить до 75% мощностей предприятия и перенаправить их на производственные нужды.
Игорь Прохоров: Сегодня широко доступны технические решения для управления освещением в уличном и наружном освещении. Также доступны линзы, оптимально распределяющие световой поток для каждого конкретного случая применения и не требующее переделок для модернизации.
– Что, по-вашему мнению, мешает активному внедрению инноваций в этой области? Дороговизна технических решений? Слабая информированность общественности и власти о новых технологиях? Отсутствие доверия к инновациям?
Валентин Лобзенко: Совокупность всех этих факторов. Всегда есть консерватизм/бюджет/недоверие. И всегда должно быть решение, которое устроит каждого. Не всегда это возможно, но зачастую, грамотно донесенная до заказчика информация и световые приборы, проверенные проектами и временем. Компания «Световые Технологии» всегда готова показать реализованные проекты и положительные отзывы от наших клиентов, собранные за 18 лет работы на светотехническом рынке. В частности, в современном уличном свете.
Владимир Пак: Сегодня есть решения консольных светильников по цене газоразрядных аналогов. Главный стопор, по моему мнению, это невозможность небольших фирм донести свои разработки до массового внедрения из-за недостаточности маркетинговых бюджетов, недостатка опыта в продвижении продукта на бюджетный рынок, бюрократии и коррупции в области государственных закупок.
Елена Филатова: В первую очередь, представление о дороговизне инновационных решений. Затем – слабое представление об экономическом эффекте от перехода на светодиодные технологии, которые оптимальны для внедрения вместе с системами управления освещением – а это дополнительная экономия электроэнергии. А это означает, что дорогие, на первый взгляд, инновационные решения в действительности — за 3-5 лет – оказываются экономичнее в сопоставлении с традиционными технологиями. Но самое главное – от качества освещения дорог напрямую зависит жизнь и здоровье всех участников дорожного движения.
Игорь Прохоров: На сегодняшний день ничего не мешает внедрению инноваций в этой области, самые современные технические решения стали доступны. Отсутствует утерянное ранее доверие потребителей к инновациям. Но на сегодняшний день, как мы говорили ранее, потребитель стал избирательней, а производитель ответственней.
– Не секрет, что переход на новые технологии в области уличного освещения стоит немалых денег. А что дает это городу? Почему это действительно необходимо? И необходимо ли?
Валентин Лобзенко: Грамотный проект городского переосвещения повышает качество жизни в городе. Повышает безопасность на дорогах и во дворах. Безопасность людей – это самая важная задача света. Только потом идет энергоэффективность.
Владимир Пак: В тренде последних событий на рынке это не стоит больших денег. Цена аналогична газоразрядным аналогам. В случае замены ветхих световых точек стоимость часто равна классическим ламповым решениям. Необходимость очевидна.
Елена Филатова: Дает: экономию электроэнергии, снижение нагрузок на электросетевое хозяйство, снижение аварийности на дорогах и даже снижение уровня преступности. Это не говоря о повышении качества освещения, приближении ночного освещения к «дневным» стандартам. Приведу пример: Вдоль трассы Улан-Удэ — аэропорт Байкал была произведена замена 100 светильников РКУ 400 Вт на светодиодные светильники АтомСвет®. В результате на трех с половиной километрах трассы в год экономится 189 800 кВт-ч электроэнергии, что в соответствии с существующими тарифами составляет более 650 000 рублей. Полностью окупить инвестиции удалось к концу 2014 года, срок службы установленных светильников «АтомСвет» не менее 12 лет. Выбор светильников для освещения участка дороги Улан-Удэ — аэропорт Байкал был неслучаен. Продукция компании «АтомСвет» способна работать в сложных климатических условиях Бурятии, где средняя температура в январе может опускаться ниже -30 °C, а максимальная температура летом нередко достигает +40 °C. Дополнительным преимуществом является более чем в два раза лучший индекс цветопередачи светодиодных светильников по сравнению со светильниками с ртутными лампами, что позволяет значительно снизить утомляемость водителей.
Игорь Прохоров: Грамотный, обдуманный переход на светодиодное освещение приносит только экономию ресурсов (в разном выражении, такие как снижение эксплуатационных издержек, экономия электроэнергии) и улучшение городской среды. Именно поэтому это необходимо и неизбежно, т. к. высвобождает ресурсы для нужд муниципальных образований.
– Где сегодня наиболее востребованы новые технологии наружного освещения? Кому следует присмотреться к инновациям в этой области для применения в своей сфере или своем бизнесе? Какие отрасли являются активными потребителями новых технологических решений в области наружного освещения?
Валентин Лобзенко: Практически любая сфера заинтересована. Бизнес может экономить деньги и забыть о проблемах освещения на 10-15 лет. Муниципалитет может распределить сэкономленные на новых источниках света деньги на социальную сферу. Промышленность избавится от головной боли по замене тысяч ламп. Сегодня светодиоды дают малые сроки окупаемости (1-2 года), что позволяет использовать их повсеместно. В том числе и у Вас дома.
Владимир Пак: Я бы уже не стал называть LED-освещение новыми технологиями. Это уже обыденное явление. Внедрение идет повсеместное, все отрасли потребляют оборудование и рынок растет, вытесняя ламповые решения.
Елена Филатова: В сегменте архитектурной подсветки зданий и сооружений. Здесь светодиодные технологии с их возможностями по управлению световым потоком и цветом получили максимально широкое применение. На втором месте – освещение дворов и прилегающих к домам территорий, уличное освещение.
Игорь Прохоров: Следует присмотреться к модернизации освещения в первую очередь крупным промышленным предприятиям, удаленным объектам, стратегическим объектам, объектам ТСЖ. Для всех стимулом выступает свое преимущество данного вида освещения. Для некоторых важнейшее качество осветительных приборов – это экономичность, для других это надежность, для третьих это качество света.
– Что, на ваш взгляд, необходимо для того, чтобы инновации в области уличного и наружного освещения более активно внедрялись на российском рынке?
Валентин Лобзенко: Прежде всего повышение информированности и компетентности заказчика. Когда человек знает, что делает и для чего – успех не заставит себя долго ждать.
Владимир Пак: Выйти из кризиса, причем в головах, и начать активнее работать.
Елена Филатова: Формирование «спроса на энергоэффективность», т. е. меры по поддержке энергосбережения на государственном уровне. Повышение технической грамотности ключевых потребителей. Улучшение финансовых возможностей муниципалитетов и подразделений Автодора.
Игорь Прохоров: Для более активного внедрения в области уличного и наружного освещения необходима поддержка государства, в виде стимулирования спроса и ужесточения правил сертификации светодиодных светильников. Только государство может создать заградительные барьеры в виде нормативных документов для предотвращения поставок некачественной осветительной продукции.
– Насколько отечественные производители могут предложить интересные решения в этой области, или в основном это западные технологии и зарубежное производство? Насколько конкурентоспособны отечественные производители в этой сфере?
Валентин Лобзенко: Сегодня уровень качества некоторых российских производителей не уступает европейским аналогам. В частности это касается уличного и наружного света. А учитывая тот факт, что климатические условия в нашей стране гораздо суровее и разнообразнее, чем в Европе, только проверенный отечественный производитель может сделать качественный светильник, который в этих условиях будет работать в течение всего срока службы. Компания «Световые Технологии» обеспечивает данный уровень качества и каждый год повышает его, благодаря нашим клиентам и партнерам по всей стране.
Владимир Пак: Наши производители активно используют импортные электронные компоненты и создают множество конструктивных решений в области готового продукта. Вот если говорить о готовом продукте, то я считаю, что российские продукты ориентируются на специфику нашего рынка и делают интересный, конкурентоспособный товар. В области компонентов, к сожалению, у нас нет ничего.
Елена Филатова: Отечественные производители сегодня предлагают ряд решений в области светодиодного освещения и управления системами освещения, которые зачастую ничуть не хуже западных. Не говоря уже о более конкурентоспособных ценах.
Игорь Прохоров: Отечественные производители светодиодных светильников производят продукцию высочайшего качества, даже в сравнении с ведущими мировыми производителями. Безусловно, это связано с применением прежде всего зарубежных технологий. На сегодняшний день нет конкурентоспособных предложений от отечественных производителей комплектующих, их просто не существует. Существует лишь сборка различных модулей с использованием зарубежных комплектующих. Но не надо сгущать краски, производство конечного продукта с использованием лучших комплектующих делает конечный продукт эффективным и надежным, а в дальнейшем, при накоплении опыта и активов, сделает возможным замены некоторых частей отечественными аналогами.
избранное | поделиться |